Итоговое сочинение
21.11.2025
Итоговое сочинение
(изложение) проводится для обучающихся 11-х классов.
Сроки проведения
итогового сочинения в 2025-2026 учебном году:
·
3 декабря 2025 года (основной день)
·
4 февраля 2026 года (дополнительные сроки)
·
8 апреля 2026 года (дополнительные сроки)
Дополнительные
сроки предназначены для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат
«незачет» в основной день, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или
не завершивших его написание по уважительным причинам.
Открытые направления
тем итогового сочинения в 2025-2026 учебном году:
В каждый комплект
тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела
банка:
темы 1, 2
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Темы этого раздела:
¾ связаны с
вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
¾ нацеливают на
рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном,
добре и зле, о свободе и ответственности;
¾ касаются размышлений
о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах
внутреннего разлада и об угрызениях совести;
¾ позволяют
задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели
и средствах её достижения, любви и дружбе;
¾ побуждают к
самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев),
стремящихся понять себя.;
темы 3, 4 «Семья,
общество, Отечество в жизни человека»
Темы этого раздела:
¾ связаны со
взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения,
эпохи;
¾ нацеливают на
размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях,
межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾ касаются
вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения
исторической памяти, роли личности в истории;
¾ позволяют
задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в
общественный прогресс;
¾ побуждают
рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном
благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества;
темы 5, 6 «Природа и
культура в жизни человека»
Темы этого раздела:
¾ связаны с
философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами
экологии;
¾ нацеливают на
рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности
художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах
в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
¾ касаются миссии
художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства
и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
¾ позволяют
осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны,
важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и
традиционных ценностей;
¾ побуждают
задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры,
влиянии искусства и новых технологий на человека..
Темы формируются
Рособрнадзором по часовым поясам.
Начало - 10.00
Выпускники текущего
года подают заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) в
муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, где обучаются.
Выпускники прошлых лет имеют
право подать заявление на участие в итоговом сочинении в ГКУ РХ «Хакасский
центр информатизации образования» по адресу:
г. Абакан, ул. Щорса, 30А.
Заявление на участие в
итоговом сочинении (изложении) необходимо подать до 19 ноября 2025
года.
Продолжительность
процедуры составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В это время не
включается заполнение полей регистрации и инструктаж. Для частников
экзамена с ограниченными возможностями здоровья экзамен длится на 1,5 часа
больше.
С результатами
итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в
образовательных организациях или в местах регистрации на участие в
итоговом сочинении (изложении):
Изложение вправе
писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и
дети-инвалиды.
Обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание
итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в
установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления
инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Результатом итогового
сочинения (изложения) является "зачет" или
"незачет".
Ознакомление с
результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового
сочинения
С результатами
итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных
организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении
(изложении) не позднее, чем через 2 недели после проведения итогового сочинения
(изложения).
Итоговое сочинение
(изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
ПРИМЕРЫ НОВЫХ
ФОРМУЛИРОВОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕМ
ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Темы, близкие
литературным темам, изначально присутствуют в разных разделах закрытого банка
тем итогового сочинения.
Подраздел банка
Примеры литературных
тем
1.1. Внутренний мир
человека и его личностные качества
Близки ли Вам
представления автора романа «Война и мир» о подлинной красоте человека?
3.3. «Искусство и
человек»
Самое яркое впечатление
в Вашем читательском опыте.
3.4. «Язык и языковая
личность»
Речь кого из известных
Вам людей или литературных героев Вы бы назвали образцовой?
По поручению Совета по
вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России (протокол №1 от
28 ноября 2024 г.) разработаны новые формулировки литературных тем. Они
пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3
«Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения.
Примеры новых
формулировок литературных тем приведены ниже.
1. Жизненный опыт кого
из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут,
меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?
2. И.А. Бунин писал:
«Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из
литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?
3. О каком из героев
русской литературы можно сказать словами М.Ю. Лермонтова: «Тот самый человек
пустой, кто весь наполнен сам собой»?
Указанные темы имеют
этико-философскую направленность, не дублируют существующие подходы к
формулировкам тем сочинений в разных формах ГИА и предоставляют возможность
широкого выбора литературного материала (учитывают читательские предпочтения и
потенциальную возможность опоры на произведения из школьной программы).
Новые формулировки тем
соответствуют литературоцентричному и надпредметному характеру итогового
сочинения, не требуют обновления системы оценивания итогового сочинения