Спивак
Александр
Николаевич
Подписано цифровой
подписью: Спивак
Александр Николаевич
Дата: 2024.03.18
23:15:02 +07'00'
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Принято
на Педагогическом совете
МБОУ «Троицкая СОШ»
Протокол №1 от «30» 08. 2023 г.
.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Троицкая СОШ»
Спивак А.Н.
Приказ № 7 от 31. 08.2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Социально-психологическая служба школы (далее Служба) обеспечивает решение
задач по оказанию комплексной многопрофильной психолого-педагогической и социальноправовой помощи всем участникам образовательной деятельности в соответствии с целями
и задачами системы образования; повышению уровня психолого-педагогической культуры
и психолого-педагогической компетентности всех участников образовательной
деятельности.
1.2. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских
актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба
руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования,
нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства
образования и науки Российской Федерации, настоящим Положением, положениями и
уставами соответствующих звеньев Службы.
1.3. Объединение специалистов в Службу направлено на интеграцию и координацию их
деятельности,
повышение
результативности
социально-педагогического
и
психологического сопровождения образовательной деятельности, а также развитие
контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения,
внутренних дел, иными государственными и общественными организациями в интересах
эффективной поддержки детства.
1.4. Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается учащимся (в т.ч. дети с
ОВЗ,
инвалидностью),
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2. Цели и задачи Службы
2.1. Цель: содействие созданию в МБОУ «Троицкая СОШ» всех типов и видов социальной
ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащимся (в т.ч. дети с ОВЗ,
инвалидностью) и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и
развития личности обучающихся, педагогическое просвещение родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников образовательной
деятельности.
2.2. Задачи Службы:
анализ социальной ситуации развития учащимся (в т.ч. дети с ОВЗ, инвалидностью),
выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и
средств их разрешения;
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на
каждом возрастном этапе; формирование у детей способности к самовоспитанию,
саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению и формирование
мотивации к здоровому образу жизни;
обеспечение индивидуального маршрута развития ребенка, имеющего проблемы в
обучении и поведении на основе его психолого-педагогического сопровождения в
МБОУ «Троицкая СОШ» и в семье;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии учащихся (в т.ч. дети с ОВЗ, инвалидностью);
профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
3. Структура и содержание деятельности Службы.
3.1. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора МБОУ
«Троицкая СОШ» с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и
уведомлением профсоюзного комитета.
3.2. Структура Службы МБОУ «Троицкая СОШ» определяется исходя из штатного
расписания. Специалистами Службы являются: заместитель директора, социальный
педагог и педагог-психолог, логопед, дефектолог, руководитель МО классных
руководителей.
3.3. Общее руководство деятельностью Службы осуществляется директором МБОУ
«Троицкая СОШ». Заместитель руководителя координирует и направляет деятельность
Службы.
3.4. Содержание деятельности Службы определяется целями и задачами системы МБОУ
«Троицкая СОШ», особенностями его развития.
3.5. Основными видами деятельности Службы являются:
просвещение — формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей),
у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности
в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного
развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения,
учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в
МБОУ «Троицкая СОШ», разработка конкретных рекомендаций педагогическим
работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития;
диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и
склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания,
в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов
нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся
МБОУ «Троицкая СОШ».
коррекционно-развивающая работа — активное воздействие на процесс формирования
личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе
совместной деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов,
логопедов, врачей и других специалистов.
консультативная деятельность — оказание помощи учащимся (в т.ч. дети с ОВЗ,
инвалидностью) и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам
и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и
обучения посредством консультирования.
3.6. Деятельность социального педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога
регламентируется должностными инструкциями, утвержденными директором МБОУ
«Троицкая СОШ».
3.7. На специалистов Службы распространяются правила внутреннего трудового
распорядка учреждения образования. Распределение рабочего времени по направлениям
деятельности социального педагога, педагога-психолога, логопеда и других специалистов
Службы осуществляется на основании их должностных инструкций и планов работы.
Графики работы специалистов Службы утверждает директор МБОУ «Троицкая СОШ».
3.8. Служба МБОУ «Троицкая СОШ» работает в тесном контакте комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органами здравоохранения, отделом охраны прав
детства и попечительства управления социальной защиты населения, органами внутренних
дел и прокуратуры, оказывающими МБОУ «Троицкая СОШ» помощь в воспитании и
развитии учащихся.
4. Права и обязанности специалистов службы
4.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты Службы
несут персональную профессиональную ответственность за проведение своих работ строго
в пределах своей профессиональной компетенции.
4.2. Специалисты Службы обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции нести персональную ответственность за
адекватность используемых диагностических, коррекционно-развивающих,
профилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
исходить из интересов учащихся, задач их полноценного психического развития;
повышать свой профессиональный уровень;
применять современные методы диагностической, развивающей, просветительской
и профилактической работы;
оказывать необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса, оказывать необходимую и
возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем,
содействовать развитию психологической грамотности родителей (законных
представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не
навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих
возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству учащихся, родителей,
педагогов и др.;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в
результате диагностической, консультативной и других видов работ, если
ознакомление с ними не является необходимым для осуществления
педагогического, медицинского, социального или другого аспекта работы и может
нанести ущерб ребенку или его окружению;
информировать администрацию и педагогический коллектив учреждения о задачах,
содержании и результатах проводимой ими работы в рамках, гарантирующих
соблюдение конфиденциальности полученной информации;
нести ответственность за сохранение документации Службы, вести запись и
регистрацию всех видов деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами
отчетной документации. нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями ТК
РФ;
выполнять распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации МБОУ «Троицкая СОШ» и специалистов
соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и
средств.
4.3. Специалисты Службы имеют право:
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом «Об
образовании» и соответствующими распоряжениями Правительства Российской
Федерации,
действующих
для
специалистов
системы
образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, и др.);
на создание условий со стороны администрации МБОУ «Троицкая СОШ»,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
реализовывать полноту функций, возложенных на Службу в рамках настоящего
Положения и должностных инструкций; составлять и осуществлять программу
развития социально-психологических услуг для всех участников образовательного
процесса по согласованию с руководством МБОУ «Троицкая СОШ»;
формулировать конкретные задачи работы с учащимися и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделяя приоритетные направления; отказываться от выполнения
распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат
профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым
настоящим Положением;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности; обращаться с запросами в соответствующие
учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам
состояния здоровья детей и подростков, по вопросам защиты прав
несовершеннолетних, а также по вопросам их социального положения и пр.;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и советов при
директоре МБОУ «Троицкая СОШ», в работе психолого-медик педагогических
комиссий, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу
ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов специалист Службы
имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.
5. Документация Службы
5.1. Перспективные планы работы социального педагога, педагога-психолога, учителялогопеда утвержденные директором МБОУ «Троицкая СОШ».
5.2. Аналитические отчеты о работе социального педагога, педагога-психолога, учителя
логопеда на конец отчетного периода.
5.3. Журналы учета индивидуальных форм работы (Приложение 1), журнал учета
групповых форм работы (Приложение 2) ведутся в электронной форме и выпускаются по
требованию администрации МБОУ «Троицкая СОШ» в конце учебного года.