Утвержден
приказом директора школы
от 30.08.2024г. № 1 о/д
Учебный план
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5-8 класс (Вариант 1)
2024-2025 учебного года
Пояснительная записка к учебному плану для
обучающихся с легкой умственной отсталостью
Учебный план учреждения разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 года № 1599;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№
1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
- Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план МБОУ «Троицкая СОШ» для обучающихся 5 – 8 классов в условиях
реализации ФГОС О УО (ИН), реализующих АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Для 5-х классов (I вариант)– 29 часов, объѐм максимальной допустимой нагрузки
в течение недели составляет не более шести уроков: 3 дня по 6 уроков, 2 дня по 5
уроков.
Для 6 класса (I вариант) – 30 часов, объѐм максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Для 7 класса (I вариант) – 30 часов, объѐм максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Для 8 класса (I вариант) – 30 часов, объѐм максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Продолжительность учебной нагрузки (урока) не превышает 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
проходит в одну смену.
Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебного
плана включает:
1. Обязательную часть;
2.Части, формируемой участниками образовательных отношений;
3. Коррекционно – развивающую область;
4. Внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение (литературное чтение))
Математика (математика, информатика)
Естествознание (природоведение, биология, география)
Человек и общество (основы социальной жизни, мир истории, история
отечества)
Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство)
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Технология (профильный труд)
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АООП МБОУ
«Троицкая СОШ, приведены в Адаптированной основной общеобразовательной
программе, рабочей адаптированной образовательной программе по предметам.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся, в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область
Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в
полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету:
Предметная область Язык и речевая практика
Русский язык изучается 5-8 классах в объеме 4 часов в неделю.
Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) изучается в объеме: 5-8 классы - 4 часа в неделю.
Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика» и
«Информатика». 5-6 классах в объеме 4 часов в неделю, в 7-9 классах в объеме 3
часов в неделю. Информатика изучается в 7-9 классах в объеме 1 час в неделю.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми
навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных
видах практической деятельности).
Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Предметная область «Естествознание» представлена предметами в 5,6
классах «Природоведение», предмет изучается в объеме 2 часа в неделю,
«Биология» изучается с 7 класса в количестве 2 часов в неделю, в 6,8 классах
«География» изучается в объеме 2 часа в неделю.
Основная цель предмета
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
— формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
— демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
— формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
— воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы; — воспитание социально
значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление,
умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости.
Курс «Биология» направлен на формирование у учащихся элементарных
научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений,
животных, организма человека и его здоровье, навыков правильного поведения в
природе, способствующие экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков.
Курс «География» направлен на усвоение элементарных знаний по физической
и экономической географии России, на формирование элементарных представлений
о географии материков и океанов, на расширение географических представлений о
родном крае.
Предметная область «Человек и общество» представлена предметами:
«Основы социальной жизни», который изучается с 5 класса в объеме 2 часа в
неделю;
«Мир истории», который изучается в 6 классе в объеме 2 часа в неделю; «История
Отечества» изучается с 7 класса в объеме 2 часа в неделю.
«Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Курс «Мир истории» направлен на формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между
историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире
вещей); жизни отдельного человека и общества.
Основные цели изучения Истории Отечества — формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие
умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «музыка» и
«рисование (изобразительное искусство)».
Музыка изучается в объеме 1 час в неделю в 5 классе -. «Музыка» — учебный
предмет, предназначенный для формирования у учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и
навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных
способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель — приобщение к музыкальной культуре учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Рисование (изобразительное искусство) в 5 классе в объѐме 2 часа в неделю.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное
в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности
(в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития учащихся на
уроках изобразительного искусства заключается в коррекции познавательной
деятельности, ручной моторики, улучшения зрительно-двигательной координации,
развитии
аналитических
способностей,
зрительной
памяти,
внимания,
наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
адаптивная физическая культура, который с 5 класса в объеме 2 часов в неделю
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, в воспитании
интереса к физической культуре и спорту, в формировании и совершенствовании
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Профильный
труд», который изучается в 5,6 классах в объѐме 6 часов в неделю, с 7-8 классах в
объеме 7 часов в неделю.
Основная цель изучения предмета
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений
и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. соответствии с
психофизическими особенностями учащихся, их особыми образовательными
потребностями, учитывая мнение родителей (законных представителей) отводятся
на следующие учебные часа в 5,6 классах отводятся 1 час на математику, 1 час на
русский язык1 час, в 7,8 классах на математику и русский язык .
Коррекционно-развивающая
область
представлена
коррекционными
занятиями, которые включают логопедические, псих коррекционные занятия и
занятия ритмикой.
Логопедические занятия проводятся в 1-8 классах объеме в 3 часа в неделю.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия (развитие психомоторики и сенсорных
процессов) проводятся в объеме 2х часов в неделю
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного
поведения.
Предмет Ритмика изучается в 1-8 классах в объѐме 1 часа в неделю.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки.
Продолжительность коррекционно- развивающих занятий варьируется с учетом
психофизического состояния ребенка и составляет до 25 минут.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется
по следующим направлениям развития личности:
Нравственное
Социальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «Троицкая СОШ».
Учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Организационные формы определены с учѐтом реальных условий, особенностей
обучающихся и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей)- праздники, воспитательные мероприятия, доступная проектная
деятельность, часы общения, экскурсии, игры, викторины, конкурсы и т.д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются
возможности организаций отдыха и оздоровления детей.
Недельный учебный план
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1) 5-8 классы 2024-2025 учебный год
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в неделю в
классах
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
1.1.Русский язык
1.2.Чтение (Литературное
чтение)
2.1.Математика
2.2 Информатика
3.1. Природоведение
3.2 Биология
4.1.География
4.2. Основы социальной
жизни
4.1. Мир истории
4.3 История отечества
5.1. Музыка
5.2. Рисование
(изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная
физическая культура
7.1. Профильный труд
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
4
4
2
—
2
2
2
-
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
3
1
2
2
2
17
3
4
6
8
10
—
1
2
2
1
2
—
—
2
-
2
-
2
6
1
2
2
2
2
2
2
10
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
7
29
1
33
142
7
1
1
1
1
1
1
1
5
2
Максимально
допустимая
недельная 29
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
30
30
30
30
149
Коррекционно - развивающая область
Логопедическая занятия
Развитие психомоторики и сенсорныз
процессов
Ритмика
Внеурочная деятельность
6
3
2
6
3
2
6
3
2
6
3
2
6
3
2
30
15
10
1
4
1
4
1
4
1
4
1
4
5
20
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и
общество
5. Искусство
6. Физическая
культура
7. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
- математика
- русский язык
1
Формы аттестации.
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практик
ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Результаты оценки личностных достижений проводится раз в полугодие и
заносятся педагогами в карту индивидуальных достижений обучающегося, с учетом
мнения родителей (законных представителей). Карты включаются в состав
индивидуальных психолого-педагогических дневников наблюдений за развитием
обучающихся.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на
основе мнений группы специалистов (экспертов)
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области. Задания
разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных
потребностей ребенка. Вариативность заданий заключается в варьировании
сложности и объема материала, способа предъявления, объема помощи при
выполнении задания.
Основой оценки служит анализ качества выполнения заданий.
Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП
производится учителем, по каждой предметной области и заносится в карту
индивидуальных достижений обучающегося «Предметные результаты освоения
АООП». Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в
полугодие. В конце учебного года проводится мониторинг образовательных
достижений обучающихся
Обучающиеся по итогам учебного года, при успешном освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы, переводятся в
следующий класс по решению педагогического совета.